п'ятниця, 29 березня 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Война в украинской власти: Порошенко получил серьезный удар Нынешний скандал вокруг НАПК бьет по главе государства

Национальное агентство по вопросам предотвращения коррупции (НАПК) оказалось в эпицентре громкого скандала. Ведомство, изначально задуманное как антикоррупционный бастион, который должен был сепарировать правду от лжи в декларациях топ-чиновников, по словам сотрудников, само стало генератором коррупции и подковерных договорняков. Как антикоррупционеры избавляются от приставки «анти» и почему сложившаяся ситуация бьет по президенту Петру Порошенко, пишет Артур Гор для Апострофа.

Куратор от Порошенко

Создание НАПК было одним из пунктов коалиционного соглашения и условием для предоставления Украине безвизового режима со странами Европейского союза. Агентство, согласно закону «О противодействии коррупции», должно формировать антикоррупционную политику Украины, следить за достоверностью данных в декларациях чиновников и контролировать законность финансирования политических партий.

Первый громкий скандал вокруг антикоррупционного агентства возник весной, когда лег сайт реестра электронных деклараций. Тогда главу НАПК Наталью Корчак в Кабмине пытались отправить в отставку, но сделать этого не смогли, ведь предохранители независимости агентства и иммунитет от давления сверху также были прописаны в законе: специальный статус ведомства, строгий порядок отбора членов и, конечно же, высокие зарплаты. Так, например, в сентябре зарплата главы агентства Натальи Корчак составила 211 тысяч 946 гривен, из которых 107 тысяч – материальная помощь на оздоровление. А член НАПК Александр Серегин за этот же месяц заработал 73 тысячи гривен. Не скупились члены нацагентства и себе на премии. По сообщениям в СМИ, Корчак выписывала себе и своим подчиненным по 200 тысяч гривен бонусов.

Впрочем, зачем давить или увольнять главу НАПК, если проще поставить на эту должность своего человека? В этом уверена руководитель департамента финансового контроля и мониторинга образа жизни НАПК Анна Соломатина, которая во вторник, 14 ноября, озвучила громкие обвинения в адрес руководства (позже в нацагентстве заявили, что она не занимает должность руководителя департамента с 31 октября).

Во-первых, по словам Соломатиной, НАПК фальсифицирует данные проверок электронных деклараций отдельных топ-чиновников для того, чтобы на выходе все имущество избранных чиновников значилось как «нажитое непосильным трудом».

Во-вторых, согласно ее заявлению, проверялись декларации чиновников, которые уже не подлежали проверкам, для того, чтобы иметь рычаги давления на них или требовать взятки.

В-третьих, деятельность НАПК якобы курируется Администрацией президента. С Банковой поступали указания, чтобы, как утверждает Соломатина, «все проекты решений, которые будут выноситься на заседания НАПК, прежде всего рассматривались в Администрации президента, а только потом на заседаниях НАПК». «Суть в том, что было по два вывода проверки деклараций должностных лиц, один – что [декларация] не нарушала требования законодательства, другой – что нарушала. Перед их публикацией надо было согласовывать, какой из них можно обнародовать», – заявила чиновница.

По информации нардепа Мустафы Найема, куратором НАПК от Порошенко являлся первый заместитель руководителя Главного департамента стратегического планирования и оперативного обеспечения АП Алексей Горащенков.

Естественно, что на Банковой и в нацагентстве все обвинения в свой адрес опровергли. В АП отметили, что не имеют и не имели никаких рычагов влияния на антикоррупционное ведомство. В самом НАПК использовали более жесткую риторику, назвав обвинения Соломатиной «фактом распространения недостоверной информации с целью дискредитации работы НАПК». Более того, в агентстве пообещали обратиться в суд с требованием опровергнуть недостоверную информацию.

Войны антикоррупционеров

Глава правления Transparency International в Украине Андрей Марусов, который был одним из членов конкурсной комиссии по отбору членов НАПК, пояснил, что откровения Соломатиной не стали для него неожиданностью.

«Все озвученные факты вполне могли быть. Едва ли не с самого начала работы НАПК мне поступала инсайдерская информация, что агентство постепенно подпадает под политическое влияние. Кроме того, с точки зрения профессионализма, у НАПК очень большие проблемы, причем начиная с главы. Поэтому разоблачения Соломатиной не стали для меня большим удивлением», – говорит Марусов.

С ним соглашается и политолог Петр Олещук. «Данная структура создавалась с целью проверки благосостояния чиновников, но никаких результатов их работы до недавнего времени не было, – констатирует эксперт. – Они ничего не выявляли, а в это время журналисты практически каждый день раскапывали скандалы исключительно на основании только деклараций чиновников. Отсутствие результатов у профильного агентства в таких условиях – это либо непрофессионализм, либо умысел. В таком контексте подобные обвинения выглядят вполне логично и обоснованно».

Кстати, по состоянию на 31 октября НАПК не нашло ни одной декларации чиновника с признаками незаконного обогащения.

Но интересная деталь: громкие разоблачения Соломатиной удачным образом совпали с финалом конкурса на должность главы Государственного бюро расследований, который по данным источника в конкурсной комиссии, должен состояться 16 ноября. Дело в том, что Алексей Горащенков, который был назван президентским куратором НАПК, претендует на пост главы ГБР.

«Весь негатив сосредотачивается на двух людях – главе НАПК и кандидате. Как-то странно это выглядит. Настораживает», – сказал источник.

Более того, в состав группы поддержки Соломатиной во время ее разоблачительного брифинга вошли нардепы Мустафа Найем, Виктор Чумак и Светлана Залищук, которых тяжело назвать лояльными Порошенко. Соответственно, после скандала, в котором засветилась фамилия Горащенкова, пропрезидентский кандидат вряд ли сможет претендовать на победу в конкурсе на пост главы ГБР.

«ГБР сможет проводить расследования против НАБУ и фактически заблокировать его деятельность, поэтому президент делает все возможное и невозможное для того, чтобы в ГБР у него был свой человек, – поясняет политический эксперт Международного центра перспективных исследований Игорь Петренко. – Если вспомнить первую редакцию закона о ГБР, там было предусмотрено, что главу назначает Кабмин, но президент переломал эту норму и настоял, чтобы именно он этим занимался».

Также Соломатина-гейт вполне органично вписывается в историю противостояния между НАПК и Национальным антикоррупционным бюро. Напомним, что главы этих двух ведомств развернули друг против друга настоящую войну. Первый удар нанесла Корчак, когда в начале ноября возглавляемое ею агентство вызвало на допрос директора НАБУ Артема Сытника по делу о возможном конфликте интересов (проверялись данные о том, что он дал поручение начальнику юрдепартамента НАБУ представлять свои интересы в суде). Сытник увернулся, вины не признал и ответным панчем вызвал на допрос Корчак – после информации в СМИ о том, что глава НАПК владеет незадекларированным автомобилем. Естественно, НАБУ ухватилось за «подарок» Соломатиной и начало проверку ее заявлений. Чем ответит НАПК?

«А они уже отвечают, – говорит Олещук. – Недавно у них было публичное заседание, на котором они утвердили большое количество протоколов о нарушении норм этического поведения целым рядом государственных служащих и представителей местного самоуправления. То есть они пытаются реагировать активизацией своей работы и демонстрацией результатов. Кроме того, они сейчас попытаются инициировать какие-то действия, которые могут быть громкими в информационном пространстве, начнут находить несоответствия в декларациях известных людей».

И такие несоответствия на следующий день после разоблачения уже появились. Так, НАПК заинтересовалось фигурой нардепа от «Народного фронта» Александра Горбунова, который не сообщил о «существенных изменениях в имущественном состоянии», за что теперь ему грозит административная ответственность.

Эксперты сомневаются в том, что после разоблачений Соломатиной ее начальница Наталья Корчак уйдет в отставку, ведь если слова инсайдера – правда, и НАПК действительно управляется из кабинетов АП, то терять своего бойца в разгар войны с неудобным НАБУ президенту нет никакого резона. И все равно, как это выглядит. Если же Соломатина говорит неправду, то Корчак тем более нет смысла уходить, а это значит, что страну ждет еще не один раунд в поединке антикоррупционеров.



Поділіться цим