вівторок, 19 березня 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Почему СБУ решило попугать Богуслаева Служба безопасности Украины сумела поймать черную кошку в темной комнате и это при том, что никакой кошки там и в помине не было

Как явствует из решения Шевченковского районного суда города Киева от 7 сентября 2017 г., на простые именные акции АО «Мотор-Сич», которые учитываются на счетах депозитарного учреждения СП ООО «Драгон Капитал», был наложен арест. Ходатайство следователя было согласовано с органами прокуратуры, пишет Алексей Кущ для Деловой столицы.

Аргументация следователя чрезвычайно интересна. По мнению наших правоохранителей, досудебным расследованием было установлено, что в 2016 г. неизвестные лица из числа нынешних и бывших должностных лиц и конечных бенефициарных собственников «Мотор-Сичи», действуя по предварительному сговору между собой, с целью ослабления государства путем разрушения указанного предприятия как объекта, который имеет важное народнохозяйтсвенное и оборонное значение, осуществили ряд правовых действий для продажи контрольного пакета акций в пользу иностранных компаний, которые задумали переместить производственные мощности за пределы Украины. Дальше идет перечисление всех офшорок, которые были звеньями цепи перепродажи предприятия.

Попробуем все же разобраться, кто кому Богуслаев. Да, именно Вячеслав Александрович Богуслаев все последние годы был неразрывными нитями связан с предприятием «Мотор-Сич», став, по сути, его синонимом. Фигура заметная, видный член Партии регионов, никогда не скрывавший своих пророссийских взглядов, что само по себе может привлечь внимание служб, отвечающих за национальную безопасность. И вот следователи установили, что 25 февраля 2015 г., между предприятием и китайской компанией Beijing Skyrizon Aviation Industry Investment Co., Ltd. был подписан меморандум о сотрудничестве, которое должно было трансформироваться в создание в городе Чунцин (КНР) завода по производству авиационных двигателей.

В рамках данного меморандума в Китай уже направилась группа украинских специалистов для налаживания производства. Кроме того, 6 апреля 2016-го «Мотор-Сич» получила от компании Skyrizon Aircraft Holdings Limited кредит в размере $100 млн под 0,3% годовых на срок 10 лет. Нетрудно заметить, что подобные условия кредитования нельзя назвать рыночными даже для ликвидных западных компаний, не говоря уже об украинских, чей кредитный рейтинг придавлен «мусорным» суверенным рейтингом.

Кроме того, в течение 2016 г. гражданин Украины (предполагается, что это Богуслаев) продал 56% акций ПАО «Мотор Сич» доверенным лицам собственника китайской Beijing Skyrizon. Согласно тексту решения суда гражданин Украины, который якобы осуществил продажу акций «Мотор Сичи», ранее напрямую владел 15,83% акций предприятия. Также ему принадлежали 34% компании через подконтрольные структуры.

То есть схема, согласно СБУ, выглядит так: меморандум про строительство мощностей в Чунцине, сверхдешевый кредит в $100 млн, продажа акций «Мотор Сичи» и… вывоз мощностей в Китай. Казалось бы, преступление налицо…

Однако в мае этого года первый вице-премьер и министр экономики Степан Кубив побывал в Китае на форуме «Один пояс. Один путь», по итогам которого заявил, что первый авиационный двигатель, собранный в рамках сотрудничества между «Мотор Сич» и Beijing Skyrizon Aviation Industry Investment Co. Ltd, может быть продемонстрирован уже в конце этого года, при этом проект по созданию в Чунцине соответствующего совместного завода был назван «одним из приоритетов правительства» (естественно, нашего). Первый вице-премьер также сообщил о готовности китайцев инвестировать $250 млн и в само АО «Мотор Сич». Тут тебе, можно сказать, на высшем государственном уровне совместное предприятие «освящают», а затем, но уже на высшем следственном уровне, предают анафеме. Причем посадить хотят за то, за что еще несколько месяцев назад хотели наградить. Но это что касается совместного предприятия в Чунцине. А как с перепродажей акций? Оказывается, это не запрещено законом и выглядит преступлением только в случае вывоза предприятия.

Государство в свое время дало зеленый свет приватизации предприятия, которое могло остаться в государственной собственности, но, тем не менее, было корпоратизовано. Сегодня это открытое акционерное общество, акции которого могут спокойно котироваться на фондовых биржах, продаваться-покупаться на внебиржевом рынке ценных бумаг, являться предметом фондовых спекуляций и заработка.

В Украине, несмотря на постоянные мантры о национальной безопасности, так не введены законодательные ограничения на оборот ценных бумаг эмитентов, чья продукция имеет военное или двойное назначение.

Сегодня эти акции может купить кто угодно, даже инвестор из РФ. Почему подобные законы до сих пор не приняты?

Есть небезосновательное мнение, что проблема даже не столько во враждебном влиянии пятой колонны, сколько в силе золотого тельца. Для представителей элиты намного приятнее в  ручном режиме регулировать «инвестиционный процесс», чем действовать по установленным правилам да еще и под контролем вездесущей общественности. Это на Западе действует известный принцип: не знаешь, как поступить, действуй по закону. Наши правоохранители всегда знают как им поступать.

Кроме того, с подобными законами нужно быть очень аккуратными, ведь до 50% нашей экономики до 1991 г. работало на оборонку. Да, многие уже переквалифицировались, но «ручки-то помнят». Следовательно, любые законодательные ограничения на покупку акций таких предприятий могут надолго заблокировать инвестиционный процесс, столь необходимый для дальнейшей модернизации нашей промышленности. Здесь нужна золотая середина.

Что касается ситуации с «Мотор-Сичью», то, естественно, никто не хотел вывозить мощности завода в Китай, в город Чунцин. Это абсурд. На самом деле мы стали свидетелями, когда последние крохи нашего научного и производственного потенциала «подметают» те страны, которые из «мастерских мира» хотят стать лидерами инноваций и научных разработок. Первую скрипку здесь играет Китай, который уже не удовлетворяется ролью мануфактуры США, а хочет сам производить сложную технику, в том числе авиационную. А для этого необходимо купить все, что осталось в таких странах, как Украина, от мощного некогда ракетостроения и авиастроения, попутно забрав на сытые хлеба лучших специалистов.

В этом же ряду деиндустриализации стоит и продажа в 2015-м нашим «Антоновым» Саудовской Аравии завода по выпуску самолета АН-132, в соответствие с которой саудиты получат все необходимые чертежи и право интеллектуальной собственности.

Иран также создает на базе нашего АН-140 свой военно-транспортный самолёта Faraz-140T. Даже школьник понимает, что цивилизованная страна продает готовые самолеты, а не готовые заводы по их производству вкупе с правами интеллектуальной собственности.

Ситуация с «Мотор-Сичью» из этой же цепи событий. В случае с самолетами, обошлось без уголовщины по одной простой причине – «Антонов» контролируется государством, и чиновники смогли изначально заложить свой интерес в разбазаривание интеллектуальной собственности страны.

Ну а «Мотор-Сич», по сути, принадлежит (или принадлежала) одному хозяину, который не счел нужным делиться, понадеявшись на международный авторитет Китая. Но ни это, ни вояж первого вице-премьера не остановили следователей СБУ. Справедливости ради стоит заметить, что китайцы, осуществляя концентрацию акций предприятия, не получили соответствующего разрешения нашего Антимонопольного комитета. За что могли быть оштрафованы. Но АМКУ, играет в этой партии роль суфлера под сценой: на арену выходят силовики, которые без обиняков немного вытерли ноги об инвестиционный имидж Украины.



Поділіться цим