вівторок, 19 березня 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

«Силовики» против «бизнесменов»: Кому разрешат работать в карантин Руководство Украины на фоне кризиса из-за эпидемии разделилось на две группы. Первая, в том числе силовики, предлагает меры мобилизационной экономики. Вторая, связанная с бизнесом, – минимизировать ограничения

Во всех странах экспертно-аналитические центры пытаются понять, сколь глубоким будет падение национальных экономик. Украина тут не исключение: свои прогнозы уже представили три аналитические группы.

Как рушится экономика

Украинский институт будущего (UIF) выдал два сценария: на два месяца карантина и на 12. В первом случае эксперты прогнозируют в 2020 г. падение ВВП Украины на 5%, во втором — на 10%. Средний курс нацвалюты на протяжении года составит 30 грн за доллар. Недобор единого соцвзноса (ЕСВ) составит 35-40 млрд грн, недобор налога на прибыль — около 30 млрд грн, недобор НДС — 40 млрд грн. Госдолг в условиях курса 33 грн/$ вырастет с 2 до 2,78 трлн грн, что составит 65% ВВП вместо 50% в 2019 г.

Инвесткомпания Dragon Capital дала новый базовый прогноз на 2020 г. Там ожидают падения ВВП на 4-9% и курс 30-35 грн/$. ВВП может упасть в этом году на 9%, если карантин будет продлен до июня-июля. В таком случае гривна подешевеет к доллару до 35 грн/$.

Наконец, аналитики Capital Times дают такой базовый сценарий на 2020 г.: падение ВВП на 4%, среднегодовой курс гривны 30,3 грн/$ (на пике — 35 грн/$), инфляция вырастет до 10,5%, долларовый ВВП снизится на 9,9%, до $139,4 млрд, валютные резервы НБУ упадут до $18,6 млрд. Экономический подъем начнется в первом квартале 2021-го. Пессимистический сценарий: падение ВВП на 10%, среднегодовой курс гривны 32,6 грн/$ (на пике — 45 грн/$), инфляция -16,5%, долларовый ВВП снизится на 17,2% —  до $128,2 млрд, валютные резервы НБУ упадут до $10,1 млрд. Экономический подъем начнется во втором полугодии 2021 г.

Две стратегии

В ситуации начала кризиса, столь же тотального, как и объявленный карантин, стали актуальны два подхода. Первый — т. н. «охранителей» (в основном силовиков). Второй — «бизнесменов», речь об экономическом блоке правительства и крупном бизнесе.

«Бизнесмены» выступают за максимально слабые ограничительные меры, которые не остановят экономику в целом. Их озвучила заместитель министра развития экономики, торговли и сельского хозяйства Светлана Панаиотиди.

«Мы не планируем останавливать экономику. Ограничения пока планируются на том же уровне, которые и были на сегодня: сфера услуг (ТРЦ, рестораны, туристические услуги, кинотеатры). Мы возьмем за основу опыт Италии и Америки и сделаем общее видение по отраслям. Наш приоритет — максимальное сохранение рабочих мест, но с обязательным соблюдением всех карантинных норм безопасности», — написала она на своей странице в Facebook.

Также Панаиотиди предложила вводить ограничения по отраслевому принципу товаров, работ и услуг, а не по перечню предприятий.

Ее видение того, как должно действовать государство, в целом совпадает с предложениями бизнес-ассоциаций Украины. Союз украинских предпринимателей, Европейская бизнес-ассоциация, Федерация работодателей Украины, Украинский клуб аграрного бизнеса, журнал «Бизнес 100», ассоциация IT Ukraine и СЕО club Ukraine приняли совместное заявление. В нем они подчеркнули, что введение чрезвычайного положения с остановкой большинства нестратегических предприятий преждевременно и может привести к катастрофическим последствиям для экономики.

«Если остановить большинство компаний, миллионы украинцев потеряют работу, а бюджет — большую часть доходов. Социальные последствия будут очень негативными», — говорится в заявлении.

По мнению бизнесменов, к 22 марта Украина уже применила комплекс более жестких мер по сравнению с остальными странами. «Запланированный запрет деятельности предприятий, не входящих в перечень критической инфраструктуры, приведет к потере миллионов рабочих мест и значительным потерям бюджетов различных уровней», — заявили бизнес-ассоциации.

«Конечно, останавливать экономику нельзя. Массовые остановки предприятий, малого и среднего бизнеса, с одной стороны приведут к углублению экономического кризиса, но также спровоцируют панику и публичные протесты у населения из-за социальной незащищенности. Если значительная часть населения Украины останется без работы, без средств к существованию, это может спровоцировать коллапс который будет страшнее любого вируса. Тогда уже не будет важным прогноз курса доллара к гривне, или достижения НБУ ценовой стабильности, — сказал «ДС» первый зампредседателя правления Индустриалбанка, вице-президент Ассоциации украинских банков Виталий Романчукевич. — Сегодня время вместе пройти испытания, поддержав местного производителя, малый и средний бизнес, помочь национальному производителю максимально сохранить рабочие места. Пришло время протекционизма. Сейчас не важно, какой уровень инфляции, сейчас важно выжить отечественным предприятиям и поддержать народ».

За сильные ограничительные меры выступают представители силового блока — те самые условные «охранители». Еще в субботу, 21 марта, глава МВД заявил: «Тотальный полный карантин — моя позиция, о которой хочу просить каждого из вас и буду настаивать на нем, согласно моим полномочиям в органах власти. На данный момент в стране должны работать только критически необходимые субъекты хозяйствования (вне зависимости от форм собственности)… Остальные должны быть закрыты, а люди должны быть дома на карантине… Об убытках и компенсациях подумаем и решим позже, когда выживем».

Впрочем, уже в понедельник, 23 марта, Аваков представил собственную программу мер по противодействию экономическому кризису. Надо сказать, довольно логичную. В частности, министр предлагает пересмотреть госбюджет: создать специальный стабилизационный фонд, из которого финансировать антикризисные меры (об этом также заявил премьер Денис Шмыгаль), увеличить дефицит госбюджета минимум на 200 млрд грн, провести секвестр бюджета, сократив расходы на некритические вложения и инвестиции, но без ущерба для обороны и безопасности. Также Аваков предложил заключить соглашение с МВФ, заручившись поддержкой в антикризисных мерах и, получив финансирование по программам помощи, в том числе по программе поддержки в связи с пандемией коронавируса, реструктуризировать внешние долги Украины, жестко пресекать спекуляции на валютном рынке и вывод антикризисной гривневой массы на валютный рынок. По его мнению, следует принять специальную программу доступных кредитных ресурсов для бизнеса по низким ставкам 5-7% годовых посредством рефинансирования коммерческих банков, а также стимулировать импортозамещение.

Кто чего боится

Понятно, чего боятся украинские бизнесмены — того, что экономикой, бизнесом под маркой борьбы с кризисом захотят рулить люди в погонах. «То, что какие-то предприятия не работают, не получают выручку — это означает, что они, соответственно, прекратят платежи и прекратят делать заказы своим контрагентам. Цепочка идет дальше. Это приведет к неплатежам. Это приведет к тому, что, даже несмотря на то, что они могут в настоящий момент работать, они также прекратят свою деятельность, чтобы ограничить платежи, так как объемы выручки существенно уменьшаться. Наименее пострадают предприятия-экспортеры. То есть экспорт аграрный и агропродукции сохранится, — сказал «ДС» директор Института социально-экономической трансформации Илья Несходовский. — Но руководители страны все остановили, сделали транспортный коллапс… Предприятия будут останавливаться».

Впрочем, как считает эксперт, ряд отраслей выиграют от происходящего. В частности, лечебно-фармацевтическая отрасль: количество заказов и прибыль тут будут просто огромными. Легпром уже сейчас переключает производство на изготовление разнообразных защитных костюмов, марлевых повязок и т. д.

«Также будет рост по интернет-магазинам. В условиях кризиса люди стараются экономить. Через какое-то время они начнут покупать, и это будет популярно, — говорит Несходовский. — Службы доставки будут пользоваться спросом. «Розетка» сильно поднимется. Как и компании, которые настраивают способы дистанционного управления разнообразных интернет-конференций, разнообразные способы связи при организации работы и прочего».

Однако более-менее точно говорить о том, какие отрасли рухнут, а какие выживут, можно будет только тогда, когда станет ясно хотя бы то, сколько продлится карантин. И какими будут его условия.

Американский пример

Описанное противостояние «охранителей» и «бизнесменов» характерно не только для Украины. Например, в США тоже очень многие считают, что экономический кризис, вызванный пандемией, невозможно разрешить рыночными методами. Требуется всеобъемлющее государственное вмешательство во все сферы жизни.

Американский инвестор, владелец хедж-фонда и соавтор «Современной теории денег» Уоррен Мослер предложил список срочных антикризисных мер для США. В их числе: немедленно распределить по $1000 на душу населения из бюджетов штатов; национализировать финансово несостоятельные предприятия, имеющие стратегическое значение для общества; увеличить минимальную оплату по соцстрахованию до $2000 в месяц, а минимальное пособие по безработице до $500 в неделю для всех безработных и без ограничений; финансировать из бюджета зарплату $15 в час для некоммерческих организаций, чтобы они могли нанять любого, желающего работать; обеспечить всем бесплатную медицину и временно обнулить тарифы на ЖКХ.

Меры из предложенного набора в той или иной форме вполне могли бы подойти и для других стран, в том числе для Украины. Главное: когда все закончится, не забыть вернуться в нормальную конкурентную среду.


Денис Лавникевич / Деловая столица
Поділіться цим