вівторок, 19 березня 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Ликвидация террориста №1: Зачем Трамп решил срочно убить аль-Багдади Даже самая блестящая спецоперация не меняет того факта, что позиции США на Ближнем Востоке, благодаря политике Дональда Трампа, заметно подорваны

Президент США Дональд Трамп на специально созванной по этому поводу пресс-конференции лично объявил об уничтожении многолетнего главаря «Исламского государства» аль-Багдади.

«Минувшей ночью США осуществили правосудие в отношении лидера террористов №1. Абу Бакр аль-Багдади мертв», – сообщил президент США. Можно, конечно, усомниться в том, является ли атака вертолетов, во время которой погибло неустановленное количество людей, и захват террориста, в ходе которого он подорвал себя и троих малолетних детей именно «осуществлением правосудия» – но это подробности. Некоторые цели, возможно, оправдывают сомнительные средства.

Интересной была форма подачи Дональдом Трампом информации о гибели главаря террористов. И штука даже не в театральных рефренах про «террорист кричал и плакал», «он умер, как собака» и т.д.

Штука скорее в том, что когда в период президентства Обамы спецназовцы США убили бин-Ладена, Трамп публично настаивал, что поздравлять тогдашнего президента не стоит – потому что работу сделали «морские котики», а не глава Белого дома. Теперь, оказавшись в мягком кресле главы Белого дома, Трамп уже рассказал, что «три года охотился» за аль-Багдади. Наверное, лично.

Да и момент, что президент США поблагодарил за сотрудничество в проведении операции Россию, Турцию, Сирию и даже Иран (!) – а уже только потом вспомнил о собственных солдатах, тоже немало говорит о характере вчерашнего информационного действа.

Хотя, кстати, откровенный подхалимаж Трампа не сработал – все равно в Москве заявили, что «ничего не знали» про американскую спецоперацию и сомневаются не только в ее успешности, но даже в самом факте ее проведения. Что конечно, не удивительно – вот если бы аль-Багдади убили не «котики», а «вагнеры» и наблюдал за этим в «ситуационной комнате» не президент США, а Владимир Владимирович – тогда все было бы совсем иначе.

А в общем, история с уничтожением аль-Багдади делает особенно очевидными два момента. Первый заключается в том, что даже действующий президент США понимает – его политика в отношении Сирии была полнейшим, абсолютным провалом. Курс на сокращение присутствия американских войск до завершения «разделения Сирии», торопливый побег в момент наступления турецких войск, предательство вернейших союзников в лице курдских вооруженных формирований, хаотичное и торопливое решение о размещении бронетехники «для защиты нефтеперерабатывающих мощностей», – весь этот калейдоскоп хаотических решений не только разрушил доверие к позиции США среди союзников и заставил даже самых твердолобых республиканцев задуматься относительно дальнейшей поддержки Трампа. Кажется, в адекватности политики своего президента усомнились даже его американские избиратели. И для того, чтобы заретушировать очевидные ляпы в сирийской политике, Трампу и понадобилась «блестящая победа» – в чисто голливудском стиле. «Как в кино» – честно признался Дональд Трамп. Проблема лишь в том, что самая блестящая спецоперация не меняет того факта, что позиции США на Ближнем Востоке, благодаря политике Дональда Трампа, были заметно подорваны.

А второй, даже более важный момент заключается в том, что американские спецназовцы могут убить аль-Багдади, его заместителей и даже замов тех замов, но все это крайне мало повлияет на дееспособность Исламского государства, которое процветает не благодаря тому, что в нем есть некий мудрый и талантливый руководитель, готовый переиграть западные, российские и какие угодно еще спецслужбы. Процветает Исламское государство там, где есть война, где есть беженцы, где отсутствует адекватная центральная власть. Везде, где есть бедные, голодные и затравленные безнадежностью люди, готовые поверить сумасшедшим манипуляторам-проповедникам, достаточно только взять автоматы и пойти убивать соседей, как все сразу станет хорошо. И рай на земле – или, в худшем случае, гурии в раю им гарантированы.

Поэтому Исламское государство не достигло ничего существенного в мусульманских государствах, где нет гражданского конфликта – зато до поры до времени прекрасно себя чувствовало в Сирии и Ираке.

Поэтому, опять-таки, политика Дональда Трампа в Сирии, которая привела к новому «перераспределению территорий» с потоками беженцев, массовому бегству из курдских спецлагерей заключенных боевиков ИГ, и другим досадным подробностям, принесла «Исламскому государству» больше пользы, чем закрытый в своем злополучном тоннеле карикатурный «халиф» аль-Багдади.


Тарас Паньо / Depo.ua
Поділіться цим