четвер, 28 березня 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Коломойский, угрозы «слугам» и посадки: Почему от планов Зеленского веет диктатурой Президент Владимир Зеленский на пресс-конференции в фудкорте старался быть максимально откровенным. И даже шутил. Однако это уже были шутки не того Зеленского, к которым он приучил украинцев

На Банковой все же прислушались к критике, которая звучала от журналистов и экспертов, что президент не выходит на общение с народом. Вчерашняя пресс-конференция – это ответ на подобные упреки. Сразу заметим: Зеленский выглядел достаточно подготовленным, однако по некоторым вопросам пытался «съехать» или перекинуть ответственность на других. Собственно, последнее больше всего бросалось в глаза. Если его предшественника Петра Порошенко критиковали за излишнее акцентирование на своей персоне, то Владимир Зеленский больше говорил о других. Словно отстраняясь: все имеющиеся проблемы созданы до него, а он вынужден действовать в тех условиях, которые унаследовал. До определенной степени это так, но вешание всех собак на предшественников действует на граждан с каждым днем все меньше.

Зеленский упрекнул Петра Порошенко в том, что тот подписал Минские соглашения, а теперь хочет возглавить новый Майдан. «Подписал человек, который сейчас ходит и говорит «ай-ай-ай». Я сейчас, как Ван Дам, в таком конкретном шпагате нахожусь. Поэтому я делаю, что могу в этих рамках, и выхожу из них, как могу. Отвожу там, где могу обеспечить безопасную ситуацию. И я готов принимать такие решения. Но если меня сажать на шпагат каждый день, то я буду обращаться к обществу. И в результате украинцы получат президента, который будет говорить вам «давайте садиться вместе», – сказал президент, пояснив, что имеет в виду проведение референдума по каждому вопросу, что будет оттягивать принятие решений на месяцы. Впрочем, в данном случае существует несколько нюансов.

Первый – Минские соглашения остановили горячую фазу конфликта на Донбассе, заморозили его, но не остановили человеческих жертв, и это правда. Так же правда, что в Минских соглашениях заложены существенные компромиссы, на которые, однако, Украина не шла. А согласование «формулы Штайнмайера» – это шаг к реализации всего того, что записано в соглашении времен Порошенко. То есть, если предшественник наделал глупостей, как считают в Зе-команде, то зачем добровольно садиться на шпагат? Предлагайте другой формат. С такой сумасшедшей поддержкой, которую получил Зеленский и его «слуги» на выборах, любой другой вариант был бы воспринят обществом. Даже дискуссионные финский или кипрский. Но президент решил выполнять то, что подписывалось при Порошенко, став его продолжателем, а не предложил альтернативы или противоположности.

Второй – Зеленский не боится майданов из-за «формулы Штайнмайера». И правильно делает, потому что сейчас никаких многолюдных акций протеста не будет. Ведь, и это главное, в политическую незаангажированность организаторов протестов, в том числе и националистов, не верится. Их как «включили», так и «выключат». Но президент, к сожалению, не дал обществу хотя бы зарисовок, как жить Украине после «пришивания» территорий, на которых уже более 5 лет хозяйничает Россия. Проще говоря, масштабный кризис с майданами – это перспектива не нынешней осени, а тех времен, когда так называемая «реинтеграция ОРДЛО» натолкнется на неприятие значительным, если не подавляющим большинством граждан. Нет хорошего ответа на вопрос, каким именно образом проводить «реинтеграцию» или амнистию, однако хотя бы какой-то должен быть уже сейчас. И у общества необходимо получить на нее согласие, а уже потом выходить на международные площадки. Между прочим, Зеленский так и не ответил на вопрос Depo.ua о том, как «Слуга народа» собирается выигрывать выборы в ОРДЛО, к которым так стремится его команда, желающая сделать все побыстрее. Видимо, не знает. Или не задумывается, что там могут победить пророссийские местные партии боевиков…

Следующая тема, которая очень интересовала журналистов – ситуация относительно «Привата». Тема актуальна для миллионов украинцев, средства которых находятся в данном финансовом учреждении. И Зеленский украинцев не успокоил. Заявление, что в этом вопросе он будет защищать интересы страны, что суды ему достались плохие и влиять на них он не может, выглядит красиво разве для новости на президентском сайте. А вот слова о необходимости договариваться с Коломойским по этой теме – это уже интересно. Зеленский заверил, что во время резонансной встречи с олигархом о «Привате» не разговаривал. «Только мы хотели сделать эти вопросы откровенными, пригласить всех олигархов и проговорить с ними красные линии, правила, сложные вопросы, лозунги, появилось одно фото, когда мы хотели откровенно урегулировать много вопросов. Эта встреча была об энергетических вопросах. И после этого – вы видели, что произошло. И международные эксперты, и наше сообщество, и наши СМИ начали говорить — «аааа, понятно, начали договариваться». А если так можно – тогда все в суд. В суде не все так честно и не все так чисто. И не во всех этих делах у нас может быть победа, поэтому надо еще до суда об этом договориться. Но договариваться должен международный эксперт», – заявил президент.

Коломойский неоднократно говорил о своей позиции относительно «Приватбанка». То о чем именно договариваться с ним хочет Зеленский? Что тот откажется от судебных исков и скажет: «Ребята, забирайте»? Ну, очевидно, не на того напали. А учитывая неизменность позиции МВФ относительно национализации «Привата», любые уступки в этом деле будут отдалять Украину от очередной программы финансовой помощи. Поэтому власть должна продемонстрировать не то, как договаривается с предыдущими собственниками банка, а на какой стадии находится расследование некогда громкого дела, которое и стало поводом для национализации.

Третья важная тема – отношения власти с журналистами. Здесь на пресс-конференции не обошлось без неприятных вещей. Во-первых, Зеленский вступился за свою пресс-секретаря Юлию Мендель и наговорил много неприятного о журналисте Андрушко. «Своих не сдаем», конечно, укрепляет командный дух, но и члены команды должны вести себя вежливо с внешним миром. Даже, если этот мир не нравится.

Другой момент – риторика президента о канале «112» и Медведчуке. В ней есть два момента: первый – стиль общения с представителем данного медиа, второй – попытка отстраниться от решения Нацсовета, который аннулировал лицензии региональных вещателей, которые ретранслировали «112-й». По поводу первого момента, то эмоциональность Зеленского, может, и оправдана, но есть одно «но»: народные депутаты от «Слуги народа» регулярно появляются в эфирах так называемых «каналов Медведчука», ходят к ним на ток-шоу. То есть, получается некая раздвоенность – президент возмущен, а его «слуги» тем временем посещают эфиры. Видимо, должна быть какая-то командная позиция, не так ли? Что же касается вопроса о лицензии, то апелляция Зеленского к тому, что это решение принимал предыдущий состав Нацсовета, выглядит слабой, потому что по ней напрашивается простой вывод: что новый состав регулятора вернет лицензии. Если же этого не произойдет, тогда в чем виноват распущенный Нацсовет?

Четвертое – комментарии о ситуации в команде. «Я не хочу ломать эту партию. Они знают мое отношение. Если они сами начнут есть друг друга – я через год их распущу. Это факт», – заявил президент относительно будущего «Слуги народа». Эти его слова, похоже, не просто угроза, а технология, которая будет воплощена уже осенью следующего года, если рейтинг власти упадет. Кто-то же должен быть в этом виноват? Правительство – виновато априори, но не только оно, но и «паршивые овцы» из фракции. Таким образом вероятность еще одной перезагрузки парламента, в состав которого будут избирать уже 300 депутатов, пока выглядит как один из вариантов развития событий на не такую уж и далекую перспективу. Согласны ли с таким сценарием сами «слуги»? Часто двое прошлых выборов называют электоральной революцией. Французский революционер-жирондист Пьер Верньо, которого гильетинирровали, когда-то сказал крылатую фразу, правдивость которой неоднократно подтверждалась: «Революция, как бог Сатурн пожирает своих детей. Будьте осторожны, боги жаждут».

И, последнее, что нам показалось самым интересным – обещание посадок. Причем о них Зеленский откровенно рассказал: проводит совещания с правоохранителями. «Я им честно сказал до конца года, но сейчас крайний срок – 1 ноября. Они должны по нескольким громким делам, круг которых мы обсудили на совещании, показать результат» – заявил он. В любой нормальной стране, но не в Украине, после этого началось бы расследование с очень вероятным импичментом. Собственно, слова Зеленского можно истолковать и как объяснение ареста экс-нардепа Сергея Пашинского, и объявления в розыск другого экс-нардепа Константина Жеваго. Не исключено, после сегодняшней пресс-конференции президента придут к Порошенко или кого там еще на этих совещаниях определили «агнцами на заклание?

На, в целом, довольно бледном фоне пресс-конференции заявление Зеленского о посадках откровенно выделяется. Фактически, признается, что дела против названных лиц, и тех, кто будет после них, политически мотивированы. Что же, поздравляем избирателей «зеленых» – яркие зрелища им обеспечат.


Юрий Васильченко / Depo.ua
Поділіться цим