вівторок, 19 березня 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Потемкинские «э-деревни»: Какими будут выборы онлайн от Зеленского На Банковой заявили о намерении дать украинцам возможность голосовать, не отрываясь от компьютера или смартфона. Складывается впечатление, что авторы инициативы пока не очень понимают, с чем столкнулись

У Владимира Зеленского продолжают продуцировать инициативы по диджитализации. На этот раз Михаил Федоров, №6 избирательного списка партии «Слуга народа», в интервью Лига.net сообщил, что через пять лет граждане Украины смогут голосовать на выборах через свои электронные устройства. Советник президента Федоров уверяет, что проголосовать онлайн на выборах украинцы смогут с 2024 года – именно тогда должны состояться очередные выборы главы государства.

Система идентификации пользователя в этом проекте реализована через Mobile ID, электронная подпись іВапк ID. На первом этапе созданную э-платформу TheVote (Голосование) планируют использовать для опросов, благодаря которым власть хочет узнать мнение жителей страны.

«Точно на следующих президентских выборах. Но я буду делать все, чтобы, возможно, пилотно, возможно, полноценно были и местные выборы. Это сложное техническое задание, в котором самым главным является обеспечение конфиденциальности, целостности и анонимности голосования», – сказал будущий нардеп, уточнив, что: «До президентских точно должны успеть. А опросы – возможность приучить людей все это использовать».

И добавил: для этого нужно «подготовиться инфраструктурно, по кибербезопасности, а также ментально».

Ранее, в середине июля, Федоров предложил ввести в Украине систему цифровой идентификации граждан. Вместе с развитием альтернативных BankID и MobileID это позволит отказаться от бумажной бюрократии и является ключевым элементом программ «Государство в смартфоне» и «Цифровая экономика».

А 30 июля Зеленский издал указ про э-услуги – внедрение единого веб-портала, где граждане через свой электронный кабинет смогут получить доступ к информации о себе в госреестрах и основные услуги государственных органов.

Отметим, идея создания для украинцев возможности голосовать онлайн не нова. Еще в 2011 году в Раду был внесен проект закона о Концепции «Внедрение системы электронного голосования в Украине». Но автор отозвал его, и больше к этой инициативе не возвращались.

Сейчас какая-то подготовительная работа идет. Граждане получают внутренние паспорта в формате ID-карточек, которые технически можно использовать для идентификации избирателя во время электронного голосования. Есть возможность получить электронную цифровую подпись.

Но складывается впечатление, что авторы инициативы пока не очень понимают, с чем столкнулись. И это не только инерция бюрократического аппарата. Как раз этот барьер сейчас вполне реально преодолеть благодаря огромному кредиту доверия, который получила ЗЕкоманда на нынешних президентских и парламентских выборах. Пока кредит не растрачен, существует уникальная ситуация, при которой вся власть сконцентрирована в руках одной политической силы, и благодаря этому можно провести любые реформы и преодолеть чиновничье сопротивление любой инициативе. Тем более той, которая напрямую не касается имущественного положения наших граждан (это же не повышение тарифов), точно будет поддержана Западом и не будет иметь сопротивления на уровне сознания самих украинцев.

Кстати, предстоит подготовить к этому общество. Для этого можно обратиться как к приоритетным для нынешней власти каналам прямого общения с народом через Фейсбук, Инстаграм, Ютуб, так и традиционным лояльным телеканалам, которых хватает и которые доказали свою способность формировать мнение большинства украинцев в нужном направлении. О чем можно судить, по крайней мере, по факту триумфального появления Зеленского на Банковой. То есть сопротивление бюрократии и соответствующая работа с населением – цели реальные и достижимые.

Какие существуют проблемы

Более сложным представляется другое. Начнем с того, что на пути к массовому внедрению э-услуг придется обеспечить покрытие качественным Интернетом уровня не менее 4G подавляющее большинство территории нашей страны. Можно предположить, что авторы инициативы не подразумевают поголовное обеспечение страны электронными услугами, и это вроде бы логично. Но в таком случае возникнут вопросы относительно равенства возможностей всех украинцев, в том числе тех, которые живут в маленьких городках и селах. Обеспечат ли им техническую возможность отдать голос или выразить свое мнение через Интернет, ведь до такого покрытия нашим провайдерам еще достаточно далеко? И как быть с теми украинцами, которые до сих пор не являются пользователями соответствующих электронных устройств? Ок, для решения этого вопроса можно использовать смешанные системы э-выборов, когда голосование происходит классическим способом, и одновременно – с помощью информационных технологий.

Но есть другие существенные угрозы идеям, озвученным президентским советником, и их быстрому внедрению. В частности, беспокоит вопрос возможности государственных органов обеспечить надлежащий и достаточный уровень защиты информации. Во-первых, речь идет о безопасности персональных данных граждан, которые те будут передавать в сеть. Во-вторых, о том, можем ли мы защитить систему от вмешательства извне и искажения результатов опросов и голосований.

Потому что нам противостоит государство, которое по факту сделало вмешательства в электронные системы других стран важным элементом своей политики и гибридной войны, которую оно ведет. Россия смогла организовать вмешательство в ход президентских выборов в США – при американском уровне технической защиты информации. И не случится ли так, что отечественная власть неожиданно для себя получит нужные Кремлю результаты, когда решится проводить в Интернете какой-то референдум.

Такие планы не раз звучали от лидеров команды Зеленского. Председатель партии «Слуга народа» Дмитрий Разумков в интервью не исключил проведение референдума относительно статуса государственного языка. Перед тем глава президентской тогда еще администрации Андрей Богдан предполагал, что на всеукраинский референдум могут выноситься вопросы отношений с Россией или статуса русского языка как регионального на Донбассе. В свою очередь, главный идеолог «ЗЕкоманды» и представитель президента в парламенте Руслан Стефанчук говорил об идее изменения Конституции на референдуме, в частности, имплементации инициированного Леонидом Кучмой референдума 2000 года. Речь идет о введении двухпалатного парламента и уменьшении количества народных депутатов.

То есть идеи «референдумной демократии» в нынешней власти живут, и являются там довольно популярными. И пусть их называют лишь способом выяснить мнение общества. В любом случае, истинным автором идеи с перекладыванием ответственности на абстрактный «народ» большое количество экспертов и политиков считают Кремль. Особенно учитывая то, что мы не полностью контролируем свое информационное пространство и есть большие риски технического вмешательства России в результаты таких плебисцитов.

Все это настораживает на фоне заявлений о намерении ввести э-голосования. Часть атак на цифровом фронте украинские специальные службы отражают – по крайней мере, об этом отчитываются. Но создать надежную и стабильную защиту за пять лет до наших президентских выборов-2024 – задача очень сложная. Для ее выполнения нужны огромные инвестиции в оборудование, профильное обучение специалистов, которые будут обеспечивать онлайн-волеизъявление по всей стране.

Если не предпринять эти шаги, то любое голосование или опрос покажут мнение не украинцев, а русских технарей из спецслужб, что будет ставить под угрозу нашу государственную безопасность. Поэтому спешить не стоит. Скажем, Эстония, которая является мировым лидером в сфере проведения электронных выборов, начала подготовительные работы в 2001 году, а достигла желаемого результата лишь в 2005-м. Это та страна, которая в 90-х годах ставила компьютеры в парках и учила работать с ними всех желающих. Страна, где персональные ID-карты появились в 2002 году. Отметим, что для голосования эту карту нужно вставлять в специальный кардридер, подключенный к компьютеру, или же, в настоящее время, использовать Mobil-ID. Четыре года к этому шла страна с населением чуть более 1 млн 300 тыс. человек и площадью 45 226 км2. У нас только в Винницкой области людей проживает больше. Поэтому можно только представить, сколько времени на самом деле может занять подготовка к выборам онлайн. Разве что их сделают для избранных и процент голосования будет ничтожно мал.

В условиях гибридной войны с Россией внедрение современных каналов голосования для украинских граждан является идеей насколько перспективной, настолько же и рискованной. Вмешательство кремлевских хакеров в наши выборы в настоящее время гарантировано. Точного ответа на вопрос, как обезопасить себя от этого, у нас пока нет. И уже поэтому инициатива э-голосования в наших условиях больше смахивает на популистский прожект, прихоть нового президента, призванную показать его современным человеком, идущим в ногу с последними мировыми тенденциями. Главное на этом пути – не споткнуться о жестокие и зачастую некрасивые реалии. И здесь уже имеет место забавный эпизод. В Офисе президента не могут справиться со слишком большим количеством обращений от граждан, поэтому решили приостановить прием электронных писем. И это те люди, которые обещают нам выборы онлайн.


Игорь Петренко / Depo.ua
Поділіться цим