п'ятниця, 29 березня 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Много шума – и ничего: Зачем Пекин разрешил Киму съездить к Путину В иерархии приоритетов Ким Чен Ына Москва оказалась гораздо ниже Пекина, Сеула и Вашингтона. Ким явно видит в Путине «слабое звено»

Визит северокорейского лидера Ким Чен Ына в Россию состоялся на фоне в некотором роде гибридного ухудшения отношений между Пхеньяном и Вашингтоном. С одной стороны, правитель КНДР продолжает утверждать, что у него лично отличные отношения с Дональдом Трампом. С другой – через второстепенных чиновников он подначивает президента США избавиться от Майка Помпео и Джона Болтона, которые якобы мешают диалогу.

Напроситься в друзья

В основном именно с этой целью – «подколоть» Белый дом – и была затеяна поездка на север. Глобальных вопросов для Пхеньяна она не решит, потому что в отношениях между КНДР и РФ, а также в треугольнике Пхеньян-Пекин-Вашингтон существует ряд обстоятельств «непреодолимой» силы. В частности, несмотря на то что российская машина пропаганды пытается выдать приезд северокорейского соседа за свидетельство влияния Москвы в регионе и мире, это мероприятие выглядит скорее как утешительный приз для Кремля.

В частности, необходимо отметить, что Кремль вот уже больше года отчаянно пытался заманить с визитом в РФ главу КНДР. При этом Ким охотно встречался с председателем КНР Си Цзиньпином и своим южнокорейским коллегой Мун Чжэ Ином, но все это время откровенно избегал прямого диалога с Путиным. Более того, в дипломатических кругах РФ циркулировала информация, что даже личное приглашение Путина осталось без ответа, а встречной просьбы посетить КНДР хозяин Кремля от Кима и вовсе не получал.

Но недавно продолжающаяся более года ситуация вышла на новый виток.

Еще когда стало известно, что Трамп действительно намерен встретиться с Ким Чен Ыном в Сингапуре, а в эту возможность в МИД РФ до последнего не верили, Москва забеспокоилась. В мае прошлого года в Пхеньян отправился лично Сергей Лавров. И это, между прочим, был первый подобного уровня контакт представителя Кремля и северокорейского лидера аж с 2009 г. (тогда Путин и Медведев по разу встретились с отцом нынешнего правителя Ким Чен Иром, на своей территории). По содержащим очень мало информации сообщениям, Лавров с Кимом обсудили «прекрасное здоровье» Путина. Лавров передал корейскому народу «теплейшие приветы и наилучшие пожелания», а самому Ким Чен Ыну – приглашение от российского лидера посетить Россию буквально в любое удобное для него время. Как и ранее, его оставили без ответа. Встречного приглашения для Путина опять не последовало. Это показало, что в иерархии приоритетов Пхеньяна Москва оказалась гораздо ниже Пекина, Сеула и Вашингтона.

Позднее российская дипломатия пыталась заманить Кима Третьего на Восточный экономический форум, который в начале осени обычно проходит во Владивостоке. Путину очень хотелось собрать там всех игроков региона, включая двух корейцев, японского премьера Синдзо Абэ и Си Цзиньпина, усадив их за стол переговоров при посредничестве РФ, а не США. Но отношения с Японией опять испортились после того, как стало очевидно: возвращение Курил – всего лишь морковка в обмен на выход из-под санкций «Большой Семерки», для Китая РФ вообще не приоритет, а Южную Корею интересует только бизнес, в политике безопасности региона она от Москвы большой пользы не видит. Так что и осенним надеждам сбыться было не суждено.

Пхеньян просто поводил россиян за нос в своей излюбленной стилистике. Причем целому спикеру Совета Федерации, входящей в ближний круг Путина Валентине Матвиенко, отправленной в КНДР с поручением любым способом привезти во Владивосток Кима (для нее это был тест на возможную новую должность – ключевую по Азии), пришлось услышать «нет». Расписание лидера Трудовой партии Кореи, как оказалось, не может быть пересмотрено даже ради Путина.

Зимой 2018-2019 гг. МИД и другие внешнеполитические структуры РФ продуцировали уныло-однообразные заявления о том, что «визит председателя КНДР в Россию усиленно готовится, но никаких подвижек нет». Причем доходило до проявлений раздражения. Так, главный помощник Путина по международным вопросам Юрий Ушаков заявлял, что Ким Чен Ыну уже неоднократно делали конкретные предложения по срокам, но ни на одно из них ответа не получили. Показательно, что у Китая подобных проблем не возникает: с Си Цзиньпином Ким Чен Ын за последний год встретился уже четыре раза – в марте, мае и июне 2018 г., а также в январе 2019-ого. Как и в отношении американцев, власти КНДР согласовывали новый график визитов по этим направлениям.

Ким смилостивился

Как концептуально, так и материально, старая идея оси Москва-Пекин-Пхеньян, за которую хватается находящийся в мягкой изоляции Кремль, просто больше не интересует режим чучхе. В Совбезе ООН у Кима уже есть влиятельный патрон – это Китай, часто определяющим образом влияющий на внешнюю политику Северной Кореи. А что касается экономических связей с Россией, то взаимный товарооборот довольно жалок. Эти $100 млн составляют менее 2% от товарооборота между КНР и КНДР. Собственно, у Пхеньяна даже нет конвертируемой валюты, чтобы покупать российские нефть и газ, а основные экспортные продукты Кореи не пользуются спросом в РФ. Переход к торговле в рублях тоже как-то не «взлетел».

По сути, на деле речь может идти разве что о приграничной торговле, корейских гастарбайтерах (которых Москва зачем-то прессует) и оружии. Ким явно видит в Путине «слабое звено»: ведь Россия сама уже больше пяти лет находится под санкциями и вряд ли в такой ситуации может чем-то помочь. Кроме того, еще и подставляет подножку, не раз поддержав уже усиление экономического прессинга (а за их потенциальную отмену РФ только «высказывается») против Пхеньяна.

Прогнулась Россия и в вопросе выдачи Киму беглецов из КНДР. А отмена санкций скорее зависит от Китая и США – вернее, не так даже отмена, как отказ от дальнейшего расширения. Новые испытания ядерного оружия или (что вероятнее) его носителей как раз и могут поставить этот вопрос на повестку дня – по вытекающим из региона данным, вполне возможно, что такие испытания скрытно проводились или будут проведены. Как элемент повестки дня нынешнего визита мягкая позиция РФ в отношении таких испытаний может быть ценой, которую заплатит Москва за паблисити от Ким Чен Ына.

Россия продолжает считать, что ядерную проблему корейского полуострова без Москвы решить невозможно (а это и впрямь так, учитывая, что РФ скрытно снабжает КНДР технологиями и материалами), поэтому рано или поздно Кима загонят в угол. Известно, что после того как второй саммит Трампа и Кима во Вьетнаме закончился очевидным провалом, на Восток снова отправились гонцы Путина. В марте КНДР посетила делегация Совфеда, в начале апреля восточного соседа навестил глава МВД Владимир Колокольцев, а с 11 по 16 апреля в Пхеньяне побывали депутаты Госдумы. Нашелся и повод — празднование 70-летия соглашения об экономическом и культурном сотрудничестве двух стран.

И наконец, Ким Чен Ын смилостивился.

Много шума – и ничего

Согласно официальным сообщениям эпический наследственный бронепоезд главы КНДР отправился с железнодорожного вокзала Пхеньяна рано утром 24 апреля. В этом путешествии его сопровождали заместители председателя ЦК Трудовой партии Кореи Ким Пхен Хэ и О Су Ен, министр иностранных дел Ли Ен Хо, начальник Генштаба Корейской народной армии Ли Ен Гиль и другие высокопоставленные чиновники.

Примечательно, что ранее во Владивосток прибыла родная сестра лидера КНДР Ким Е Чжон. В Северной Корее она занимает пост первого заместителя заведующего отделом пропаганды и агитации ЦК Трудовой партии Кореи (ТПК) и играет ключевую роль в системе власти. Любопытно, что перед приездом высокого гостя площадь перед железнодорожным вокзалом в столице Приморья вымыли мылом.

Приезд Ким Чен Ына был обставлен в стилистике кинозвезды, да ведь и нельзя забывать, что к своему позиционированию он относится с большим тщанием. В отличие от многих своих соотечественников, даже из самых привилегированных семей, Ким Чен Ын получал образование не только в Пхеньяне, но и в швейцарской школе Liebefeld-Steinhölzli под Берном. Поэтому, по мнению критиков моды, эти его вещи на размер больше – не то тренд, не то безвременная классика. Пристрастие Ким Чен Ына к одежде свободного кроя – давняя история. Во Владивосток он приехал в безразмерном длинном двубортном пальто и широких брюках.

Нынешний глава Северной Кореи сделал остановку на приграничной станции Хасан. Там он посетил Дом российско-корейской дружбы, который называют «домиком Ким Ир Сена». Это небольшое деревянное здание было построено специально к визиту деда и отца Ким Чен Ына в 1986 г. В 2015 г этот домик площадью 100 кв. м сильно пострадал от пожара (что очень симптоматично с оглядкой на деградацию российской инфраструктуры, в особенности на Дальнем Востоке), но был восстановлен.

Также сообщается, что Ким согласился отведать местную кухню (правда, с первого раза отломить кусок каравая у него не получилось), хотя и привез своих поваров. После немногих ритуальных слов в лимузине с бегущими рядом охранниками северокорейского лидера отвезли на остров Русский, куда построен пустующий, но очень дорогой мост, и где для переговоров «зачистили» кампус федерального университета. Впрочем, соседу это не в новинку. Но было ли что обсуждать на этом саммите, кроме, возможно, нелегальных поставок солярки?

В прошлом краеугольным камнем внешнеполитической стратегии Пхеньяна, начиная с первого Кима, была «равномерная» ориентация на Москву и Пекин, позволявшая сохранять относительную самостоятельность в принятии решений. Но на сегодняшний день ситуация резко изменилась.

Пхеньян, правильно оценив серию не очень дружественных шагов Кремля, показал, что уже не разделяет кремлевскую мечту о треугольнике игроков в регионе и (что разительно отличается от политики предшественников Ким Чен Ына) полностью сделал ставку на КНР – отказавшись от «баланса» в пользу транзита из «партнеров» в вассалы, но в вассалы вероятного нового глобального гегемона.

Нельзя сказать, что шансов у Путина вовсе нет. Заметно, однако, что это Пекин, занятый глобальной игрой на самом высоком уровне, дает Москве некоторую возможность быть полезной. Отметим, что китайцы, разрешив Киму эту встречу, не принудили Путина самому ехать в КНДР. Пекин старается быть выше мелких унижений – в особенности там, где они бесполезны. Кроме того, это дополнительно обострило бы отношения с Америкой, готовой вводить новые санкции как против РФ, так и против КНДР. Да и КНР не намерена нагнетать ситуацию на своем «американском фронте».

Кремль пытается делать вид, что еще имеет какое-то влияние в регионе, но при этом все шаги Ким Чен Ына (вплоть до позиции по Крыму) имели своим приложением некие условия с оттенком диктата. Не срастаются совет да любовь. Поэтому никаких глобальных прорывов от саммита во Владивостоке никто не ожидает, разве что Пхеньян в обмен на постановку этого шоу выцыганит у Москвы какой-нибудь кредит или пакет помощи.

Непублично могут обсуждаться вопросы вооружений, но для РФ это направление чревато – после памятных попыток выдать свои узлы северокорейских баллистических ракет за украинские она нарвалась на ограничения. Экономические же вопросы КНДР с переменным успехом решает с китайцами и южными корейцами. А вот удастся ли Киму троллинг Трампа с помощью этого визита, превратится ли уважаемый и любимый Ын вновь в «рокетмена» – скоро узнаем по твитам американского президента.


Максим Михайленко / Деловая столица
Поділіться цим