четвер, 28 березня 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Богатые заплачут: В Украине начинается сезон охоты на толстосумов Если закон будет принят в ближайшее время, то первое декларирование проведут в 2019 году по итогам 2018-го, то есть аккурат перед очередными выборами

Чиновники разработали законопроект, согласно которому, физические лица, получившие существенный уровень дохода или являющиеся конечными бенефициарами крупных плательщиков налогов, будут обязаны подавать ежегодную декларацию про имущественное положение и полученные за отчетный период доходы, пишет Алексей Кущ для Деловой столицы.

Определены и критерии «крупности». Так, если гражданин Украины владеет 10% и более уставного капитала компании нерезидента, чей доход за прошедший налоговый период (календарный год) превысил 10 млн евро, то он будет обязан пройти процедуру декларирования. Кроме того, физическое лицо, получившее в прошедшем году 50 млн грн и более этой суммы, также относится к «крупнякам».

Выявленные благодаря законопроекту «большие» плательщики налогов, станут не только отчитываться перед государством, но и еще будут обязаны исполнить легкий «стриптиз»: государственные контролирующие органы получат практически полный доступ к информации об их банковских счетах и содержимому банковских ячеек. Авторы законопроекта обещают все в рамках приличий, но мы-то знаем, что подобные утехи с государством всегда заканчиваются практически полной «обнаженкой».

В пояснительной записке к законопроекту, Минфин приводит и незатейливое «технико-экономическое» обоснование своего интеллектуального продукта. В 2016 г., как показал сезон сдачи деклараций физическими лицами, 63 «лица» задекларировали свои доходы на общую сумму 7,658 млрд грн или в среднем 121,5 млн грн на брата. В результате подачи этих деклараций, Государственная фискальная служба дополнительно начислила 225,2 млн грн подоходного налога (по 3,5 млн грн на декларанта) и 26,6 млн грн военного сбора.

Сам по себе подоходный налог является достаточно весомым элементом в структуре доходов государственного бюджета. По данным ГФС, по состоянию на 01.12.2017 г., общий объем налоговых поступлений, собранных ГУ ГФС в сводный государственный бюджет Украины, составил 474,4 млрд грн, в том числе подоходный налог 66,7 млрд грн или более 14%.

При анализе данного законопроекта, возникает именно то состояние, которое принято называть «смешанные чувства».

С одной стороны, увеличивать налоговые поступления в бюджет – дело полезное и важное. Поиск толстосумов на предмет выворачивания карманов в пользу государственного бюджета, дело не только полезное, но и «святое» в понимании основной массы населения.

С другой стороны, затевать отдельный законопроект, который будет регулировать жизнь примерно ста человек… Легче было их всех собрать в одном киевском ресторане и глядя в глаза спросить о доходах. Толстосум нынче сплошь краснокнижный пошел, почти как карпатская рысь: мех ценный, но пока на шубу насобираешь, все Карпаты придется обшарить.

Да и КПД закона так себе. Если органы ДФС доначислили всего 225,2 млн подоходного налога, то это примерно 2,9% от задекларированного дохода. Выходит, большую часть налогов, большие «физики» заплатили сами.

Скорее всего, цель законопроекта заключается не в декларировании доходов, а в декларировании имущественного положения. Как показала практика «очистки банковской системы», ни один собственник обанкротившегося банка не понес наказания за разорение своего финансового учреждения. А ведь действующее законодательство предусматривает не только уголовную, но и что немаловажно для вкладчиков, материальную ответственность за доведение банка до состояния неплатежеспособности. Тем не менее, все имущество и активы бенефициаров банков, кинувших украинцев на миллиарды гривен, осталось при них. Чего не скажешь о вкладчиках, многие из которых лишились многолетних сбережений.

Та же самая ситуация наблюдается и в других секторах экономики, где разоряются крупные предприятия, авиакомпании, туристические агентства. И везде, конечные бенефициары выходят сухими из воды.

Основной финансовый поток выводится заблаговременно на запасные аэродромы, а для общения с разъяренными клиентами и правоохранительными органами, оставляется «терпильный менеджмент». В стране уже сформировалась целая прослойка «Зицпредседателей Фунтов», которые «сидели» при Кучме, Ющенко, Януковиче…. Правда термин «сидели» слишком громкий для нашей системы борьбы с экономическим преступлениями: так походили на допросы и все. Выявление скрытых бенефициаров ключевых бизнес-систем поможет не только отслеживать конечную станцию финансовых потоков, но и привлекать реальных собствеников к ответственности за умышленно доведенный до банкротства бизнес.

Возможно тогда, такие фразы как «долги отдают только трусы» и «кому я должен, всем прощаю», канут в лету.

Теоретически, выявление цепочки контролируемых иностранных компаний (КИК), поможет более эффективно отслеживать отток капитала за рубеж, а также неучтенную экспортную выручку и доходы от продажи активов в Украине. В настоящее время, через систему КИК перемещается 30-40% неучтенной экспортной выручки, которая оседает на счетах компаний-нерезидентов, выступающих в роли торговых «прокладок». Как правило, эти компании размещаются в юрисдикциях с низкой налогооблагаемой базой, где не нужно платить налог на добавленную стоимость, а ставка корпоративного налога на прибыль колеблется от 0 до 5%. Таким, образом, только с помощью применения специально созданных иностранных компаний, собственники наших финансово-промышленных групп могут снизить налоговую нагрузку с 38% в Украине (НДС + налог на прибыль) до максимум 5% в специальных юрисдикциях, некоторые из которых даже не отнесены к категории оффшорных.

К сожалению, ни полноценной системы по обмену информацией с иностранными налоговыми органами, ни эффективной модели трансфертного ценообразования с применением механизмов контроля КИК, ни имущественной ответственности физических лиц — бенефициаров за платежеспособность их бизнеса в Украине, у нас пока нет, при чем, даже на уровне реальных законопроектов. Более того, наша страна в полной мере не имплементировала стандарты БЕПС, призванные бороться с размыванием налоговой базы и адаптированные в большинстве развитых стран мира, в том числе, как это ни парадоксально и в РФ, которая присоединилась к стандартам в прошлом году. Зато есть законопроекты, подобные упомянутому выше, которые будут поданы обществу под пикантным соусом борьбы с коррупцией, незаконным обогащением и отмыванием доходов, полученных незаконным путем.

Несмотря на определенную здравость идеи, нельзя исключить, что скрытая цель такого законопроекта – это принуждение бизнес-элит к лояльности в преддверии нового политического цикла. Мол, мы знаем, сколько у тебя денег на счетах, в ячейках, «портретов работы Пабло Пикассо», древних мощей и прочего «скромного очарования буржуазии».

Да, и мы можем обанкротить твой банк или авиакомпанию буквально двумя-тремя нормативными документами (даже не законами) государственного регулятора.

А там придется отвечать за банкротство и сказать «я не я и лошадь не моя» уже не получится. Так что на будущих выборах нашим толстосума лучше будет «прикинуться ветошью и не отсвечивать» либо делать «правильные» ставки.

Посудите сами. Если законопроект будет принят в ближайшее время, то первое декларирование будет проведено в 2019 году по итогам 2018-го, то есть аккурат перед очередными выборами.

Среди вороха проблем, которые сковывают наше движение вперед, как путы на ногах у коня, в контексте данной статьи хотелось бы выделить следующие: минимизация имущественного неравенства и социальной несправедливости; анемия гражданского общества в части его сенсорного восприятия действительности; и неэффективная политическая надстройка, которая представляет собой уродливый сплав политики и бизнеса.

Удивительно, но многие столь глобальные на первый взгляд проблемы, могут эффективно решаться, в том числе, с помощью реформы системы администрирования подоходного налога и обязательного декларирования.

В первую очередь, если мы говорим о богатых и их декларациях, то необходимо вводить прогрессивную шкалу налогообложения с 18% (минимум) до 50-60% в случае получения доходов свыше 50 млн грн в год. При чем, минимальную ставку нельзя применять для налогообложения минимальных зарплат. Получается абсурдная ситуация: вначале государство забирает подоходный налог, а затем платит субсидию на коммунальные услуги. Не менее абсурдно облагать доход физического лица, получающего десятки миллионов гривен в год по ставке, которую применяют к доходам человека, живущего от зарплаты до аванса.

Кроме того, до тех пор, пока мы не придем к необходимости самостоятельной уплаты подоходного налога по итогам года (сейчас налог удерживает работодатель), простой украинец никогда не почувствует настоящую цену государства и во сколько обходится ему содержание чиновников. Сейчас для него – это не более, чем абстракция: просто за народные деньги. А, не зная личную цену управления страной, невозможно и определить индивидуальную цену ошибки на выборах.

Что касается борьбы с неэффективной надстройкой. Давность и глубина эрозии не позволяет ее вылечить обычной гомеопатией, то есть декларированием, что и показала система электронных деклараций чиновников и депутатов.

Здесь нужны более радикальные меры. Например, введение уголовной и финансовой ответственности за несоответствие образа жизни задекларированным доходам, нечто вроде презумпции имущественной виновности. Или принятие «закона о кумовстве», по аналогии с законом о «ворах в законе», принятом в Грузии. Например, заявил о кумовстве с политиком, закрыл себе дорогу на государственную службу и автоматически получил ограничения на ведение бизнеса. Как показывает грузинский опыт, только радикальные меры могут остановить тот коррупционный пресс, который продолжает отжимать экономику на жмых. Впрочем, еще вопрос согласятся ли свободолюбивые украинцы жить по таким честным, но, откровенно говоря, жестким законам.



Поділіться цим